Каталог

Кондиционирование

Фреон - это название группы хлорфторуглеводородных (ХФУ) веществ, используемых как хладоноситель в кондиционерах, холодильниках, промышленных охлаждающих системах и других системах, требующих охлаждения. Эти вещества очень эффективны и надежны в переносе тепла и обеспечении эффективной работы холодильных установок. С химической точки зрения, это производное насыщенных углеродов (метана и этана) с содержанием фтора. Помимо фтора в состав также могут входить атомы хлора или брома.

До того, как был изобретен фреон, в качестве охладителя использовался токсичный и опасный для здоровья людей вредный аммиак и диоксид серы. История создания фреона началась в 1920-х годах, в поисках более безопасного альтернативного хладагента, в частности, был привлечен американский химик Томас Мидлдитч.

В 1928 году Мидлдитч случайно открыл соединение, которое оказалось идеальным хладагентом. Это соединение получило название фреон и было запатентовано компанией DuPont. Первое использование фреона было в холодильниках и кондиционерах. В последующие десятилетия фреон стал популярен во всем мире как хладагент, обладавший преимуществами безопасности и эксплуатаций по сравнению с другими хладагентами.

Наиболее распространенными типами фреона являются R-22, R-410A, R-404A и R-134a. Однако они также оказывают потенциально вредное влияние на окружающую среду и здоровье людей, особенно если они попадают в атмосферу, в 1980-х годах было установлено, что фреоны оказывают негативное влияние на озоновый слой и способствуют уменьшению его толщины. Это привело к принятию Монреальского протокола в 1987 году, обязавшему страны мира поэтапно прекратить использование фреонов и других хладагентов, содержащих хлор и фтор. Вместо фреона стали использовать более безопасные и экологичные альтернативные хладагенты. В этой связи некоторые страны уже запретили использование некоторых типов фреона, а другие устанавливают ограничения на их использование. В результате, производители кондиционеров ищут альтернативные вещества, которые были бы менее вредны для окружающей среды.

Почему фреон R-22 запрещен?

Фреон R-22, также известный как хлордифлуорметан, широко использовался в холодильных системах, включая кондиционеры, но его использование было запрещено во многих странах, включая США и страны Европейского Союза.

Основная причина запрета заключается в том, что R-22 является озоноразрушающим веществом, разрушающим защитный слой озонового слоя. Это может привести к увеличению количества попадающего на поверхность Земли ультрафиолетового излучения и увеличению риска развития рака кожи и других проблем со здоровьем.

Чем отличаются фреоны нового поколения?

В связи с запретом использования R-22 были разработаны другие охлаждающие вещества, не оказывающие вредного воздействия на озоновый слой. К примеру, R-410A и R-32 являются одними из альтернативных фреонов, которые сейчас широко используются в новых моделях кондиционеров.

Во многих странах запрещена продажа и использование кондиционеров R-22, и владельцы старых систем, использующих R-22, должны перейти на более экологически безопасные альтернативы, которые обычно имеют более эффективную работу и меньше потребляют энергии.

Фреоны нового поколения отличаются от R-22 тем, что они более экологически безопасны и не оказывают такого негативного влияния на озоновый слой. Самые популярные фреоны нового поколения, которые сейчас используются в кондиционерах – это R-410A и R-32.

R-410A является заменителем R-22 и обладает высокой энергоэффективностью, что обеспечивает снижение расхода электроэнергии. Также R-410A оказывает меньше негативного воздействия на окружающую среду, поскольку не содержит хлора и не разрушает озоновый слой.

R-32 является новейшим фреоном, используемым в самых современных кондиционерах. Он обладает еще большей энергоэффективностью, чем R-410A и отличается меньшими затратами энергии на производство, что уменьшает его влияние на окружающую среду. Кроме того, R-32 имеет меньшее количество хладагента, что уменьшает стоимость кондиционера.

Следовательно, фреоны нового поколения более экологически безопасны и обладают большей энергоэффективностью, что делает их более привлекательными для потребителей.

Принцип работы любого кондиционера основывается на холодильном цикле, в котором хладагент (фреон) последовательно проходит процессы конденсации и испарения, в которых он сначала отдает тепло, а затем отбирает.
 
Во время работы на охлаждение компрессор подает сжатый фреон в теплообменник наружного блока (конденсатор), где он охлаждается и конденсируется до жидкого состояния, затем фреон идет к дросселирующему элементу (ЭРВ, ТРО, капиллярная трубка), в роли которого в обычном кондиционере выступает капиллярная трубка, после которой давление фреона резко уменьшается, далее фреон движется к теплообменнику внутреннего блока (испарителя), где он поглощает тепло, тем самым охлаждает воздух, продуваемый через внутренний блок.
Если кондиционер работает в режиме обогрева, то фреон из компрессора через четырехходовой клапан сначала попадает к теплообменнику внутреннего блока, где во время охлаждения и конденсации отдает тепло для обогрева помещения, затем движется к дросселирующему элементу и далее попадает к теплообменнику наружного блока, в котором испаряясь забирает тепло. от внешней среды. Поэтому можно сказать, что в режиме нагивания испаритель и конденсатор меняются ролями.
Рассмотрим подробнее основные составляющие внешнего и внутреннего блоков сплит-системы.
 
Наружный блок кондиционера.

1 – Компрессор. Представляет собой насос высокого давления для газов. Отвечает за сжатие фреона и поддерживает его движение по холодильному контуру.

2 – Четырехходовой клапан. Устанавливается в системах работающих как на охлаждение, так и на обогрев. Отвечает за маршрут движения фреона.

3 – Плата управления. Устанавливается в наружном блоке только в инверторных кондиционерах, в неинверторных (on/off) устанавливают во внутреннем блоке.

4 – Вентилятор. Создает поток воздуха для обдува конденсатора.

5 – Конденсатор. Теплообменник, в котором происходит охлаждение и конденсация фреона, за счет обдувающего его воздуха.

6 – Фильтр фреоновой системы. Устанавливается перед компрессором для улавливания пыли и других мелких частиц, которые могут попасть в магистрали при монтаже кондиционера.

7 – Штуцерные соединения с запорными кранами. К ним подключаются фреонопроводы, соединяющие внешний и внутренний блоки.

8 – Защитная крышка. Предохраняет штуцерные соединения и электрические разъемы.

Внутренний блок

1 – Передняя панель. Пластиковая панель, через которую воздух попадает во внутренний блок. Просто снимается для проведения сервисного обслуживания.

2 – Стандартный фильтр. Изготовлен из пластиковой сетки, предназначен для задерживания пыли. Нуждается в чистке раз в две недели эксплуатации кондиционера.

3 – Испаритель. Теплообменник, в котором происходит нагревание и испарение фреона. Соответственно проходящий через него воздух охлаждается.

4 – Горизонтальные жалюзи. Предназначены для регулировки воздушного потока по вертикали. Обладают электроприводом, их положение регулируется с пульта дистанционного управления. Также эти жалюзи совершают колебательные движения обеспечивая тем самым равномерное охлаждение воздуха в помещении.

5 – Блок управления. На передней панели кондиционера установлены индикаторы (светодиоды), отображающие режим работы кондиционера и сигнализирующие о возможных неисправностях.

6 – Фильтр тонкой очистки. Бывает разных типов: угольный (удаляет неприятные запахи), электростатический (задерживает мелкую пыль) и т.д. Наличие или отсутствие фильтров тонкой очистки не оказывает никакого влияния на работу кондиционера.

7 – Рабочее колесо. Такую деталь также называют крыльчаткой, задача которой состоит в том, чтобы вынудить воздушные потоки проходить через радиатор.

8 – Вертикальные жалюзи. Служат для регулировки направления воздушного потока по горизонтали. В бытовых кондиционерах положения этих жалюзи можно регулировать только вручную. Возможность регулировки с пульта ДУ есть только в некоторых моделях кондиционеров премиум-класса.

Поддон для конденсата (на рисунке не показан) расположен под испарителем и служит для сбора конденсата (воды, образующейся на поверхности холодного испарителя). С поддона вода выводится наружу через дренажный шланг.

Плата управления (на рисунке не показана) – обычно располагается справа внутреннего блока. На этой плате размещен блок электроники с центральным процессором.

Штуцерные соединения (на рисунке не показаны) расположены в нижней задней части внутреннего блока. К ним подключаются медные трубы, соединяющие внешний и внутренний блоки.

На самом деле кондиционер НЕ СПОСОБЕН подавать свежий воздух в комнату снаружи. Кондиционер работает, превращая тепло из комнаты в холод и отдавая его на улицу через внешний блок. Во внутреннем блоке кондиционера находится фильтр, очищающий воздух в комнате от пыли, запахов и других загрязнителей. Таким образом, кондиционер способен улучшить качество воздуха в комнате, но не обеспечивает подачу свежего воздуха извне.

Чтобы улучшить качество воздуха в комнате, можно установить дополнительные устройства, такие как вентилятор или вентиляционную систему с подогревом и охлаждением воздуха. Эти устройства обеспечивают нужный обмен воздуха в комнате, а также улучшают циркуляцию воздуха. Кроме того, важно проветривать комнату, открывая окна на время ежедневно, чтобы обеспечить нужный обмен воздуха в помещении.

Однако, проветривая комнату с помощью открытия окна могут возникать следующие недостатки:
  • Загрязнение воздуха. Проветривая комнату с помощью окна, вы даете возможность загрязненному воздуху из внешней среды попадать в помещение. Это могут быть выбросы транспорта, промышленные выбросы, пыль и другие загрязнители.
  • Температурный шок. При проветривании комнаты с помощью окна может происходить значительное падение температуры, особенно в холодное время года или ночью. Это может стать причиной простуды, особенно для людей, имеющих слабый иммунитет или часто болеющих.
  • Утрата тепла. При проветривании комнаты с помощью окна, вы тратите тепло, нагревающее помещение. Это может привести к увеличению расходов на отопление.